

Порядок разработки бизнес плана, очень важная часть, особенно, когда бизнес план нужен для нового проекта, и до этого с этим, вы дело не имели. У вас есть идея, но как ее обосновать в документе, не знаете. А ведь, бизнес план, составленный правильно, дает четкое представление, на целесообразность создания или развития бизнеса. Без знания того, что ждет ваш бизнес, светит ли вашему собственному делу успех и процветание, прибыльное это дело или нет, необходимо составить бизнес план. В этой статье, рассмотрим разделы, которые необходимо включить в структуру бизнес плана.
Структура статьи
Цель бизнес плана
Бизнес план, это схематично спланированный документ, используемый для обоснования открытия и ведения данного бизнеса, стоит ли инвестировать в данный проект денежные и материальные средства, или не стоит.
Этот план является важным документом, в первую очередь для самого предпринимателя, который готов вложить свое время и труд, в идею для бизнеса. Что бы оценить свои возможности и реализовать проект в реальности, необходимо обосновать целесообразность его в виде бизнес плана. Поэтому основной целью бизнес плана, является обоснование целесообразности создания бизнеса.
Бизнес план, так же, будет интересен инвесторам, которых вы попытаетесь уговорить на капитальные вложения. Грамотные инвесторы очень внимательно изучают бизнес проекты, прежде чем соглашаются на участие.
Порядок разработки бизнес плана
В настоящее время, строгое регламентирование структуры бизнес плана отсутствует. Конкретной методики оформления плана для бизнеса не существует. Для образца будем использовать порядок разработки бизнес плана по технологии стандартов UNIDO.
Структура бизнес плана. Порядок разработки бизнес плана по UNIDO, должен включать для заполнения, следующие разделы:
1. Резюме.
2. Описание предприятия и сферы его деятельности.
3. Описание выпускаемого продукта.
4. Исследования рынка сбыта для выпускаемого продукта.
5. План производственного процесса.
6. План организации производства.
7. Маркетинговый план.
8. Финансовый план.
9. Анализ рисков, непредвиденных и форс-мажорных ситуаций.
10. Приложение дополнений.
Структура бизнес плана
Структура бизнес плана, это четко выстроенная схема в виде важных разделов, в которых содержится информация для запуска и развития бизнес проекта. Порядок разработки бизнес плана, предполагает разработку именно по разделам, так будет проще ориентироваться в деловом документе.
Резюме
Пожалуй, самая популярная читаемая часть бизнес плана для будущих инвесторов. В резюме, должна отражаться сама суть всего предприятия, перспективы развития, доход, положительные бонусы для тех, кто решит инвестировать в ваш бизнес. Вся информация в резюме должна быть в сжатой и в то же время, понятной форме.
Не большой обзор про инвестиционный проект, количество необходимых инвестиционных средств, на какой срок необходим кредит, экономическая эффективность бизнес проекта, возврат по кредитам, гарантии, собственный капитал в дело и другое. Вот основное, что должно находиться в этом разделе.
Методика заполнения раздела «Резюме»:
▪ Название проекта.
▪ Организационно-правовая форма.
▪ Адрес, местоположение главного офиса, телефон.
▪ Реквизиты счета в банке.
▪ Численность персонала.
▪ Ф.И.О., человека, представляющее проект, его статус, телефон.
Заполняем, далее:
▪ Описание проекта, особенно укажите, это новое дело или развитие существующего предприятия.
▪ Краткие сведения о персонале, который будет управлять данным бизнес проектом.
▪ Нынешнее положение дел на рынках сбыта вашего продукта.
▪ Уникальность, оригинальность, популярность вашего продукта, и кто его потребители.
▪ Что можно достичь, развивая этот проект. Какой доход будет приносить дело, в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
▪ Потребность в дополнительных инвестиционных вливаниях.
▪ Основные экономические возможности и показатели развития данного проекта.
▪ Страховка в случае риска непредвиденных событий.
▪ Ресурсы и средства для создания и развития проекта, которыми обладаете вы.
▪ Согласованность на местном, региональном и федеральном уровнях, в зависимости от важности.
▪ Авторские и другие права, лицензии, разрешения необходимые для ведения проекта.
Все должно быть описано кратко, но максимально объемно для понимания сути. Другие разделы бизнес плана, описывают в большем объеме схему, из раздела резюме, доказывая правильность расчета.
Описание предприятия и сферы его деятельности
В данном разделе, содержится описание предприятия и сферы его развития. Составьте этот раздел из таких данных, как общие сведения нового бизнес проекта, его организационная и правовая форма ведения, структура управления, местоположение.
Кроме этого, этот раздел должен содержать информацию о сфере вида деятельности, в которой будет продвигаться ваш продукт или услуга, а так же информацию о перспективах развития бизнеса в этой сфере и необходимых партнерских отношениях с другими предприятиями в будущем.
Методика заполнения раздела «Описание предприятия и сферы его деятельности»:
▪ Подробное описание команды управления и принятия решений.
▪ Поставленные цели и задачи в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
▪ Финансовое положение на момент открытия нового проекта или уже действующего.
▪ Структура организации и кадровый штат.
▪ Описание достижений предприятия, если есть.
▪ Результаты деятельности существующего бизнеса или запланированные результаты при запуске нового проекта.
▪ Потребители ваших продуктов или услуг, их местоположение.
▪ Возможности для развития и расширения бизнеса.
▪ Преимущества, которыми обладает ваше предприятие для ведения этого бизнеса.
▪ Описание технологий, которыми вы пользуетесь или планируете использовать.
▪ Исследование сильных и слабых сторон вашего предприятия, что необходимо сделать для улучшения показателей.
Описание выпускаемого продукта
Название раздела говорит само за себя. Описание выпускаемого продукта или услуги, должно быть изложено детально. Опишите характеристику продукта, потребность в нем и возможность его развития, в чем его уникальность и отличия от других подобных продуктов или услуг. Описание некоторых аспектов технологии производства продукта, будут не лишними. Важно, понятно и правильно описать оригинальность продукта или услуги, качество и рентабельность производства.
Опишите так же, какими авторскими правами на данный продукт, вы обладаете или о необходимости получить патент или разрешение на его производство.
Методика заполнения раздела «Описание выпускаемого продукта»:
▪ Название продукта.
▪ Для каких потребительских целей предназначена продукция.
▪ Ценность и стоимость.
▪ Способность к конкуренции.
▪ Соответствие стандартам.
▪ Стадия разработки, идея, производство, готовый продукт.
▪ Контроль качества, гарантийный и послегарантийный период.
▪ Защищенность продукта, патент или лицензия.
▪ Товарный вид, упаковка.
▪ Экологическая безопасность.
▪ Утилизация.
Кроме этого, необходимо произвести исследование продукта конкурентов, по тем же пунктам, что и для собственного продукта.
Исследования рынка сбыта, продукта или услуги
Описание в данном разделе, должно быть представлено в виде информации исследования рынка сбыта, вашего продукта или услуги. Очень важно правильно подойти к изучению рынка сбыта, тщательно проанализируйте собранную информацию, она должна быть максимально правдоподобной и содержать реальную статистику. Обратите особое внимание на определение целевого рынка, его размеры, сегменты, возможность развиваться, конкурентов и покупателей.
Методика заполнения раздела «Исследования рынка сбыта, продукта или услуги».
Описание рынка сбыта и основных потребителей:
▪ Размер рынка, местный, региональный, федеральный, мировой.
▪ Уровень развития рынка и цен на нем.
▪ Особенности усложняющие ведения бизнеса.
▪ Прогнозы на будущее рынка.
▪ Доля рынка, которую займет ваш продукт и возможности глобального расширения.
▪ Тип потребителя и его местонахождение.
Описание конкурентов:
▪ Перечень основных конкурентов, их сильные и слабые стороны.
▪ Уровень использования технологий в развитии и продвижении продукта или услуги, а так же, их доля на рынке сбыта.
▪ Финансовое состояние конкурентов.
▪ Возможная реакция конкурентов на ваш продукт или услугу.
План производственного процесса
План производственного процесса должен включать в себя информацию, о том, как будет организовано производство, какие ресурсы и средства будут привлекаться. В этом разделе, как правило, содержатся данные о помещениях, оборудовании, персонале и материальных ресурсах привлекаемые для предприятия.
Помимо этого, в плане производственного процесса должны быть сделаны расчеты на содержание всей деятельности предприятия, то есть, на содержание помещений, производственных мощностей, персонала, а так же на поддержание процесса производства, в плане снабжения необходимыми сырьевыми ресурсами.
Методика заполнения раздела «План производственного процесса»:
▪ Сырьевая база.
▪ Производственная обеспеченность.
▪ Производственная потребность.
▪ Обеспеченность кадровым персоналом, их обучение, оплата и условия труда.
▪ Общий итог по затратам на содержание бизнеса.
▪ Подсчет себестоимости продукта или услуги.
План управления и организации производством
Управление и организация производства, такие данные должны находиться в этом разделе. Здесь описывается структура управления и ключевой персонал, кто какую роль играет в организации производства и сбыта продукта или услуги.
Кроме этого, в этот план входит информация о схеме взаимодействия между персоналом, где четко должна быть распределена ответственность между ними. Так же, обязательно должны быть расписаны, какие вознаграждения участники будут получать за свой труд, их оклад, премии и другие поощрения.
Маркетинговый план
Пожалуй, самая важная часть бизнес плана, маркетинговый план. План по продажам, сбыту готового продукта или услуги, как будет происходить процесс распространения продукта среди реальных и потенциальных покупателей. Реклама, поиск новых рынков сбыта, это тоже должен учитывать маркетинговый план.
В этом плане указывается, каким образом будут узнавать о вашем продукте, и покупать именно его. Опишите все критерии оценки продукта, которые сделают его уникальным, популярным и продаваемым на рынке сбыта.
Методика заполнения раздела «Маркетинговый план»:
▪ Себестоимость и цена продукта или услуги.
▪ Гарантия сервисного обслуживания.
▪ Стратегия продажи продукта.
▪ Какие скидки или спец предложения имеются и предоставляются.
▪ Реклама и рекламный бюджет.
▪ Прочие схемы развития продаж.
Как правильно составить маркетинговый план, читайте в статье:
► Маркетинговое планирование бизнеса. Основные элементы маркетингового плана и этапы его разработки
Финансовый план
Пришло время подсчитать, сколько денежных средств должно участвовать в запуске, продвижении и содержании бизнес проекта. До того, как бизнес начнет приносить первую прибыль, его необходимо запустить, раскрутить и некоторое время содержать.
Финансовый план в первую очередь освещает экономическую выгоду бизнес проекта, стоит ли в него вкладывать или нет. Этот план содержит информацию о финансовой потребности на запуск, производство и содержание проекта, а так же, о чистой прибыли, которая в итоге выходит. Здесь должна быть четко расписана денежная отдача в определенные сроки, в случае внешнего инвестирования.
Инвесторы внимательно просматривают информацию из этого раздела, поэтому и вам, следует грамотно и максимально верно ее расписать. В этом разделе отражается информация в виде месячной, полугодовой и годовой статистики.
Методика заполнения раздела «Финансовый план»:
▪ Подготовительные затраты на начальном этапе.
▪ Затраты на ведение производства.
▪ Затраты на труд и содержание штата.
▪ Затраты на обслуживание кредитов.
▪ Расчетные поступления.
▪ Налоговые ставки, платежи по ним.
▪ Отчет по общим затратам.
▪ Отчет по движению денег, до точки без убытка.
▪ Отчет по планируемому доходу.
▪ Прогноз на содержание проекта.
Анализ рисков, непредвиденных и форс-мажорных ситуаций
Все что может омрачить ведение бизнеса, должно содержаться в этом разделе бизнес плана. Риски, возникающие в ходе открытия и развитии бизнеса, непредвиденные и форс-мажорные ситуации, все это, должно просчитываться при составлении бизнес плана. Так как, в неподходящий момент, любая непредвиденная ситуация может негативно повлиять на бизнес деятельность. К этому необходимо быть готовым.
Постарайтесь описать все трудности, с которыми вы можете столкнуться при ведении бизнеса в течении года, 2х и 3х лет, пока ваш бизнес основательно не окрепнет.
Приложение дополнений
Этот раздел не обязательный, но может нести дополнительную информацию в качестве второстепенных данных, например данные исследований, финансовые и экономические расчеты. Включите в этот раздел информацию по анализу рынка, спецификации продукта или услуги, фото предприятия, его продуктов и другое.
About money to develop a business plan
Составление бизнес плана, это кропотливая работа, но оно того стоит. От плана для бизнеса зависит начало будущего или продолжение существующего дела. Подсчеты, расчеты, анализ и исследования, помогут избежать неудач при открытии бизнеса и его развитии, а структура бизнес плана, поможет правильно расположить данные проекта. От того, как вы подойдете к процессу создания бизнес плана, от этого будет зависеть будущее проекта.
Как правило, для запуска, раскрутки и развитие бизнеса, всегда требуется много ресурсов, зачастую приходиться обращаться к инвесторам. Вот здесь, и пригодиться порядок разработки бизнес плана, следуя которому, в итоге выходит, грамотно и правильно составленный бизнес план, по которому потенциальный инвестор оценит ваш проект. Если ему (инвестору), все понравиться, то ваш бизнес получит приток новой энергии, в виде денежных и других необходимых для дела ресурсов.
Поэтому, отнеситесь к созданию бизнес плана серьезно, а порядок разработки бизнес плана и структура бизнес плана, помогут вам в этом. Внимательно составьте каждый раздел, проанализируйте важные моменты для создания бизнеса и его продвижение на рынке. Не спешите, здесь спешка не уместна.

Дополнительно
Книги по теме:
► Бизнес-идея вне конкуренции. Книга-генератор уникальных продуктов
► Твоя бизнес-идея. Мечтать и создавать
► Есть идея! История ИКЕА

Другие статьи на сайте:
► Что такое бизнес план? Понятия, цели, задачи…
► Бизнес идея или как найти и проработать прообраз для своего будущего дела…
► Бизнес идеи сферы услуг. 10 популярных идей, для организации своего дела…

Популярные электронные издания:
★ FORBES.RU — о бизнесе, экономике, финансах
