56. Маркетинговое планирование бизнеса. Основные элементы маркетингового плана и этапы его разработки

маркетинговое планирование бизнеса
1polos1

Маркетинговое планирование бизнеса и маркетинговый план это важная часть бизнес плана, а сам маркетинг, является важной экономической функцией в предпринимательской деятельности. Он помогает определить целевой рынок вашего направления и что необходимо сделать для того, что бы удовлетворить его в потребности, в вашем продукте или услуги, с гарантированной выгодой для вас. Поэтому имеет смысл, потратить большее количество времени на написание маркетингового плана для бизнеса.

Маркетинговое планирование бизнеса

Маркетинговое планирование бизнеса, это мероприятия, которые направлены в первую очередь на рынок сбыта. То есть, на рекламу и продвижение вашего продукта на этом рынке, анализ конкурентов, поиск инноваций в продвижении, а так же, на снижение расходов и способов защиты от непредвиденных ситуаций, рисков.

Проще говоря, комплекс мероприятий, который осуществляет мониторинг и исследование рынка сбыта вашей продукции, с составлением понятной дорожной карты для реализации вашего продукта. Основное условие маркетингового планирования, это извлечение гарантированной прибыли при минимальных расходах.

Вся собранная информация в ходе маркетингового планирования, должна отражаться в маркетинговом плане, важном разделе бизнес плана.

Что такое маркетинговый план?

Маркетинговый план это раздел бизнес плана, который схематично в расчетах представляет стратегию по реализации вашего продукта. В нем должны быть отражены все собранные данные по мониторингу и исследованию целевого рынка сбыта. Кроме этого, в этом плане, рассчитывается бюджет для реализации всего бизнес плана, реклама, продвижение, учитываются возможные риски и способы решения таких ситуаций.

Для чего нужен маркетинговый план?

Маркетинговый план поможет определить текущее положение на рынке вашего продукта или услуги, то-бишь, найти оптимальные пути сбыта. Помимо этого, план маркетинга, позволяет спланировать и записать все что, безусловно, необходимо достичь в наступающем году, и выработать способы сделать это.

Как и любой план, он не так страшен, как кажется. Просто думайте об этом как о дорожной карте от того, где вы сейчас находитесь, до того, где хотите быть, и какие маршруты у вас есть, чтобы добраться туда.

Основные элементы маркетингового плана

Маркетинговый план, имеет важное значение в успехе деятельности всей компании. Это должен быть продуманный документ, в котором излагаются цели и способы их достижения. Основные элементы маркетингового плана:

① Цель

Любой маркетинговый план направлен на увеличение прибыли компании. Но что это значит для компании? Нужно описать это как можно подробнее. Деловые цели, которые нужно достичь, должны быть максимально реалистичными.

② Целевые клиенты

Что из себя, представляют целевые клиенты? Нужно искать общие характеристики. Принадлежат ли они к определенной возрастной или географической группе? Как они покупают продукты или услуги? Что именно они ищут? Не нужно ориентироваться на весь рынок. Следует провести сегментацию рынка, чтобы определить подходящий сектор рынка.

③ Преимущества продукта или услуги

Нужно думать об особенностях продукта, которые отличают его от продукции конкурентов. Это также называется конкурентным преимуществом или уникальным торговым предложением (УТП). Например, это может быть дизайн продукта, технология, особая услуга или что-то еще.

④ Позиционирование

Нужно основывать позиционирование на преимуществах, которые предлагает компания.

⑤ Маркетинговые тактики

Необходимо описать тактики, которые будут использоваться для охвата целевых клиентов.

⑥ Маркетинговый бюджет

Нужно кратко проанализировать, сколько денег придется потратить на маркетинг в процентах от прогнозируемых валовых продаж. Весь процесс можно разбить по месяцам, кварталам или годам. Выбранная цифра во многом будет зависеть от рынка и целей. Этот показатель может составлять от 5 до 50% или даже больше.

Теперь, когда вы знаете основные элементы маркетингового плана, самое время узнать про этапы разработки маркетингового плана.

Этапы разработки маркетингового плана

Этапы разработки маркетингового плана, позволяют пошагово собрать необходимую и достоверную информацию для отражения ее в документе. Что бы правильно осуществить маркетинговое планирование бизнеса, просто следуйте советам ниже.

① Определите миссию и видение

Заявления о миссии и видении, которые часто высмеивают и неправильно понимают, на самом деле являются важной частью любого бизнеса.
Ваша миссия и видение подытоживают причину существования бизнеса. Они рассказывают внешнему миру, за что вы выступаете, и напоминают персоналу, к чему нужно стремиться.

Что такое миссия? Миссия – это «что и почему» бизнеса. Краткое описание того, над, чем вы работаете и как это делаете. Это обеспечивает сильное и простое заявление о намерениях, которое может помочь мотивировать команду и вдохновить на действия. Лучшие формулировки миссии обеспечивают баланс между стремлением и достижимостью.

Что такое заявление о видении? Заявление о видении — это «где» бизнеса. Оно описывает, где вы будете, если достигнете миссии. Оно подводит итог конечного пункта бизнеса. Таким образом, это мощный мотив и отличная основа для маркетинговой стратегии.

② Поймите маркетинговую среду

Понимание маркетинговой среды – это подготовка к маркетинговому путешествию, которое вы собираетесь предпринять. Что происходит внутри бизнеса? Что происходит снаружи в окружающей среде в целом?

Это часто называют «маркетинговым анализом» или «ситуационным анализом», потому что он смотрит на рынок или ситуацию, в которой будет работать бизнес.

Есть ряд инструментов и техник, которые помогут вам подумать об этом.

• Анализ SWOT
• PEST-анализ
• Анализ конкурентов
• Исследование рынка

Важно, чтобы вы были предельно честны в анализе, если вдруг, эти инструменты раскроют реальную и обоснованную ценность действия по вашему плану.

Ограничьте список 4 или 5 точками в каждом разделе, чтобы убедиться, что вы сосредоточены на наиболее критических точках. После того как вы завершили аудит, вы в гораздо лучшем положении, чтобы начать планировать стратегию. Например:

Понимание сильных сторон и возможностей поможет вам максимально использовать положительные маркетинговые факторы.

Помня о слабых сторонах и угрозах, вы сможете спланировать способы уменьшения риска, который они представляют для бизнеса.

То, как вы сравниваете себя с конкурентами, поможет вам выделиться и получить конкурентное преимущество перед конкурентами.

③ Сосредоточьтесь на целевом рынке

Далее вам нужно подумать о целевом рынке для продукта. Ваш целевой рынок – это группа людей, которым вы надеетесь продать. Вам нужно знать, кто является целевым рынком, если вы хотите разработать продукт, который будет привлекать их.

Наличие определенного целевого рынка облегчает создание вашего бренда и выбор ваших маркетинговых каналов. Например, проще спланировать, как вы будете продавать мужские носки для горнолыжников в возрасте 35–65 лет», а не просто «носки».

Попробуйте выбрать целевой рынок, который создаст высокий спрос на продукт или услуги. Хотя наличие четко определенной ниши поможет продвигать продукт, слишком конкретная ниша может ограничить потенциал.
Когда вы знаете целевой рынок, создание портретов потребителей добавляет больше глубины и внимания маркетинговому плану. Портрет потребителя – это профиль идеального клиента. Это помогает вам разрабатывать целенаправленные и эффективные маркетинговые сообщения.

④ Просмотрите предложение продукта

Далее вам нужно подумать о том, что вы предлагаете и какие у вас есть варианты для роста и развития.

Если вы зарекомендовали себя, можно подумать о том, что вы предлагаете в настоящее время.

Если вы все еще на стадии разработки концепции, можно подумать о том, что вы надеетесь предложить.

Вы должны использовать маркетинговый микс, чтобы определить детали того, что предлагаете. Существует множество версий маркетингового набора, но в основном он сводится к четырем ключевым областям – известным как 4P. Сюда входит: продукт, цена, продвижение и место.

⑤ Установите маркетинговые цели

Здесь вы думаете о том, чего хотите достичь как владелец бизнеса, и как маркетинг может помочь вам в этом.
Ваши цели будут зависеть от бизнеса, но могут вращаться вокруг таких действий, как:

• Привлечение клиентов.
• Улучшение показателей конверсии.
• Рост онлайн-аудитории.

Когда вы устанавливаете маркетинговые цели, вернитесь к выводам, которые обнаружили в маркетинговом аудите. Ваш анализ SWOT и анализ конкурентов, возможно, снабдили вас отличными отправными точками.

⑥ Разработайте маркетинговую тактику

Ваша тактика – это конкретные шаги, которые вы собираетесь предпринять для достижения целей. Опять же, это будет зависеть от бизнеса и от целей, которые вы поставили перед собой.

Возьмите ручку и бумагу (или сядьте за ноутбук) и подумайте обо всех возможностях, которые у вас есть, чтобы воплотить цели в реальность.

Установите бюджет

Составление бюджета может быть сложной частью плана, поскольку затраты на маркетинг могут варьироваться, как и потребности бизнеса. Начните с разработки предметов первой необходимости, чтобы расставить приоритеты в ключевых вещах, которые вам нужны в настоящее время, и сопоставить ориентировочную стоимость. Затем определите максимальную сумму, которую вы можете потратить на маркетинговый план, и это поможет вам понять, сколько вы можете выделить на предметы первой необходимости.

⑧ Оцените и улучшите маркетинговую деятельность

Оценка является неотъемлемой частью маркетинговой стратегии. Установив цели, вы сможете измерить прогресс и соответствующим образом скорректировать деятельность.

Маркетинговый план действий

Маркетинговый план действий это первое, о чем вы должны подумать до запуска бизнеса – это как продавать свою продукцию. Если вы хотите, чтобы люди знали о вашем бизнесе, расскажите им о том, что у вас есть и какая польза от этого продукта. А полезные советы, помогут вам при работе над маркетинговым планом.

① Сформируйте сильную маркетинговую команду

На вашей стороне должна быть лучшая команда. Работайте с опытными специалистами по маркетингу, которые разбираются в стратегиях цифрового и традиционного маркетинга. Они определят, что подходит бизнесу. Они также расскажут вам, как вы можете противостоять устоявшимся конкурентам.

Если вы пока не можете позволить себе нанять сплоченную команду, то можете передать маркетинговые услуги на аутсорсинг.

② Поймите целевую аудиторию

Вы должны знать, чего хочет целевая аудитория. Еще до того, как начать бизнес, вы должны понимать, какие продукты и услуги им нравятся. Если то, что вы предлагаете, уже существует, нужно привлечь этих людей.
Непонимание клиентов может иметь катастрофические последствия для бизнеса. Вы создаете рекламу, которая им не нравится. Например, вы выбираете канал в социальных сетях, который не использует ни одна из целевых аудиторий.

③ Поговорите с постоянными сотрудниками

Даже если у вас уже есть сильная маркетинговая команда, вы все равно можете обсуждать идеи с постоянными сотрудниками. Они также могут рассказать вам, как повысить эффективность бизнеса с помощью правильной маркетинговой техники. Поскольку они хорошо знают бизнес, ожидайте от них качественных идей.

④ Изучите конкурентов

Вы должны знать, что делают конкуренты. Это не значит, что вы будете их копировать. Вместо этого найдите способы добиться большего. Вы не можете позволить конкурентам забрать большую часть клиентов.
Когда вы знаете, какую тактику они используют, легче придумать другой подход.

⑤ Попробуйте что-нибудь новое

Конечно, вы хотите, чтобы все было идеально с самого начала. Однако сразу во всем разобраться невозможно. Придумайте план и попробуйте. Проследите за результатами и решите, продолжите ли вы идти по этому пути. Вы можете изменить подход в зависимости от того, как люди одобряют то, что делаете. Используйте правильные показатели, чтобы оценить, что другие думают о вашей рекламе.

Значение маркетингового плана

Маркетинговое планирование бизнеса – это лишь часть того, с чем вам придется иметь дело при запуске нового предприятия. Безусловно, этот маркетинговый план не решит все ваши проблемы в развитии успешного дела, но, тем не менее, он играет важную роль в продвижении ваших продуктов или услуг, даже при сильной конкуренции. Если вы не сможете показать важность и пользу вашего продукта, услуги людям, они не станут покупать эти продукты. Поэтому правильный подход к маркетинговому плану, многократно окупается.

Вообще, грамотно составленный маркетинговый план, позволяет бизнесу легко обходить всевозможные риски, сокращать расходы и увеличивать доходы в разы, от предпринимательской деятельности. В процессе развития бизнеса и руководствуясь планом маркетинга, предприниматель должен постоянно следить за рынком сбыта, конкурентами, что бы во время проанализировать экономическую ситуацию и внести корректировку в маркетинговый план, что поможет избежать проблем.

Поэтому значение маркетингового плана в создании, развитии и продвижении бизнес предприятия, очень большое, этот экономический инструмент, заменить другим не получится. Успешный бизнес, напрямую зависит от маркетингового планирования, а значит, значение маркетингового плана играет важную роль в деятельности предприятия.

1polos1

Дополнительно

Книги по теме:

Маркетинг для немаркетологов. Руководство по созданию успешных маркетинговых стратегий и увеличению прибыли.
Hooked. На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки
Маркетинговый план: кратко, ясно, просто.

1plpr

Другие статьи на сайте:

Что такое бизнес план? Понятия, цели, задачи, функции и виды планов для бизнеса
Зачем заниматься бизнесом? Твердые аргументы за начало собственного дела
Бизнес идея или как найти и проработать прообраз для своего будущего дела

1plpr

Популярные интернет издания:

FORBES.RU — о бизнесе, экономике, финансах

1plpr